Волховская Русь (VIII-IX вв.) | 11-10-2024 |

Итак, к 830-м гг. в Поволховье существовало социальное образование рос/русь, видимо, именовавшее
свою базовую территорию Gardar («огороженные усадь-
бы»?), имевшее в своем составе скандинавов и славян и
распространившее свою военную, торговую, дипломатическую и религиозную активность на весьма обширную часть Евразии. Главная резиденция ее хакана (конунг князя) судя по всему, должен был располагаться, в соответствии со свидетельством ПВЛ о первой резиденции Рюрика в пределах нынешней Старой Ладоги. Единственный возможный конкурент -- Рюриково городище — возникло не ранее середины IX в. и стало центром Волховской руси (судя по археологическому и историческому контексту) не ранее 860-х гг.
Истоки этого этносоциума лежат в перв. пол. VIII в. (если не ранее). Пока не вижу никаких оснований отрывать от древнейшего горизонта «культуры сопок» древнейшее погребение в сопке № 140 (Бранденбург), совершенное на платформе, обрамленной кругом из камней и имеющей в северной части треугольную каменную кладку. Датировка этого погребения по финским и приуральским аналогиям, по мнению ряда археологов, укладывается в VII в. и лишь азиатские параллели дают дату в пределах 680—740 гг.
Наличие треугольной кладки в одном горизонте с погребением объединяет древнейший горизонт сопки № 140 с древнейшими горизонтами других сопок, имеющих треугольные каменные конструкции, либо обращенные острым углом на С и СВ, либо находящиеся в северной части погребальных сооружений (сопка № 145, Бранденбург; сопка 4—I, Петренко; «Полая сопка» с отходившим от нее на север треугольным сектором, обрамленным двумя рядами камней). Хронологически сопка № 140 смыкается с той же «Полой», которая начала создаваться в пределах VII—перв. пол. IX вв., и с погребением около сопки 15—IV (Петренко), датируемым VIII в. Наличие треугольных каменных кладок сближает эти ранние горизонты сопок со скандинавскими погребениями вендельского времени. Эпическая традиция Скандинавии говорит о включении территории Северной Руси в число территорий, освоенных скандинавами в перв. трети VII—перв. трети VIII вв. (Ивар Широкие объятья).
Район Старой Ладоги, судя по всему, был включен в это время в систему торгово-сакрально-даннических связей, простиравшихся в широтном направлении от Средней Швеции до Прикамья.
Отмечу, что погребения сопок № 140 и 15—IV на «Победище» отстоят на солидное расстояние от пока древнейшего поселения «Ладожского комплекса» на Земляном городище, и нет уверенности, что соответствующее им поселение находилось именно на нем.
После работ Е. А. Рябинина общеизвестно, что
скандинаво-(балто?)-славянское поселение на Земляном городище возникло в 750-х гг., и составной его частью
была уникальная для Восточной Европы кузнечно-ювелирная мастерская. Уже в 750—760-х гг. жители этого поселения получали арабские монеты, поступавшие или по
волжско-донским путям из Халифата, или через Прикамье. Отмечалось, что возникновение этого поселения совпадает с периодом тесного союза между Халифатом и
Хазарским каганатом в 738—762 гг., когда каган и его
окружение временно приняли ислам. Начиная с 780-х гг.,
включение поселения в систему торговых связей по Волжско-Донским путям становится несомненным. Развитие поселения как важного пункта на военно-торгово-сакральных путях представляется в основном преемственным, однако, это преемственность нарушается пожарами, иногда
связанными с некоторой сменой населения, с преобладанием то скандинавов, то кривичей (и словен?).